Печи

Купить печи           Общеизвестно ее использование в качестве футеровки (защитной внутренней облицовки) металлических топок, что повышает эффективность работы камеры сгорания. Но и традиционная облицовка печей и каминов керамической плиткой отличается изюминкой – гармоничным сочетанием эстетичности и функциональности.

Паспортные данные

           Керамика была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии (Междуречье). Керамической плиткой пользовались в Древних Греции и риме. А промышленное ее производство в Европе было возрождено в XVIII веке. Покрытие печей изразцами широко распространилось в России еще в XVI веке.

            На изготовлении керамической плитки идут разные сорта глины с добавлением песка, полевого шпата  и окисей металлов. Полученная сырьевая смесь изначально подвергается прессованию (при давлении 500 кг/см2) в специальных формах, после чего обжигается при температуре до 1300 С.

            Если плитка покрывается глазурью (стекловидным покрытием), то обжиг производится дважды: первый придает керамике прочность, второй закрепляет нанесенную глазурь. В состав глазури входят кварц, полевой шпат, каолин и окислы металлов. Глазури разделяют на прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные и окрашенные. Непрозрачную глазурь называют также эмалью.

            Цветовые варианты глазури практически ничем не ограничены, кроме температуры обжига, во время которого выгорают некоторые окислы, определяющие цветовой тон глазури. Поэтому воссоздание каждого цветового оттенка глазури обеспечивается производственно-технологическими нюансами. Эмаль может быть глянцевой или матовой, что тоже расширяет палитру возможностей эстетического оформления поверхности, покрываемой плиткой. Наиболее эффективно рисунок эмалью выглядит в случаях, когда нужно контрастно отделить его от темного фона.

            Если дизайнерские задачи требуют нанесения еще одного слоя эмали ил глазури, то необходим третий обжиг. Как правило, подобные технологические процедуры востребованы при изготовлении дополнительных декоративных элементов (например, бордюров), предназначенных для визуально-графического разбиения плоскости во избежание ее монотонности. При этом в качестве заготовок служат плитки, полученные путем разрезания уже покрытых эмалью плиток двойного обжига.

            Керамическая плитка чрезвычайно устойчива к воздействию огня, не разрушается при контакте с ним и выдерживает высокие температуры, не выделяя при нагреве никаких вредных веществ, что и позволяет использовать ее для отделки каминов и печей.

            В дополнение к вышесказанному керамическая плитка – гигиенический, почти стерильный материал, т. к. представляет собой неудобную для обитания микробов среду. Кроме того, плитка требует лишь минимального ухода, состоящего в периодическом мытье. Керамическая плитка не подвержена изменению цвета под воздействием солнечного излучения. Она долговечна, о чем свидетельствуют старинные печи (экспонаты музеев), а также археологические находки, представляющие керамику практически не изменившейся во время изготовления.

            Основные типоразмеры керамических плиток – 15×15, 30×30, 45×45 см, что позволяет при укладке комбинировать плитки разных размеров, что бывает необходимо по матовости или блеску, а также другим эстетическим параметрам.

 В содружестве с печкой

 Ценным качеством керамики являются характеристики испускаемого ею в нагретом состоянии теплового излучения. Эти тепловые волны почти полностью тождественны тепловому свечению солнца. Поэтому создаваемая керамическими печами в доме тепловая обстановка очень экологична и с пользой воспринимается человеком. Данное свойство с успехом используется в теплонакопительных (теплоемких) печах, аккумулирующих тепло с последующей постепенной его отдачей за счет излучения. Такие теплогенераторы имеют КПД, доходящий до 90%. В то же время температура на поверхности керамической отделки никогда не бывает обжигающей и не способствует горению частичек пыли. Этим обеспечиваются комфортные условия даже для людей, предрасположенных к аллергии.

            Для того чтобы теплонакопительная печь смогла начать обогревать помещение, должно пройти некоторое время для аккумуляции тепла – от 40 минут до нескольких часов (в зависимости от конкретных параметров печи).

            Меньшей инерционностью обладают так называемые теплокалориферные печи, начинающие отдавать тепло практически сразу после растопки. Но не только облицовочной керамике приходится работать в контакте с разогретой печкой (как мы видели, она к этому готова). Тождественные «теплолюбивые» качества должен проявить и клей, с помощью которого фиксируется  плитка. Современные клеи, созданы специально для облицовки печей, способны выдерживать температуру до 1000 С и соединять друг с другом самые разные материалы, проявляю высокую формоустойчивость, эластичность и обеспечивая надежное сцепление поверхностей.

            Мастера печных дел используют также кладочную сетку, прикрепляемую к поверхности печи, что облегчает монтаж плитки или изразцов.

            Для согласования теплового взаимодействия отделочного и печного материалов за рубежом применялись даже саморезы, устанавливаемые по углам плитки, благодаря чему достигается свободный ее ход 1-2мм. В традиционном способе монтажа главными факторами обеспечения прочности плиточного слоя выступают ровная стяжка и оптимально подобранная клеевая смесь, на которую укладывается плитка.

 Дизайн и керамическая «рать»

Характер отделки печи керамической плиткой должен соответствовать общей концепции оформления помещения, в котором находится печь. Каминный зал и парная будут, естественно, выглядеть по-разному. Как и во всем современном дизайне в целом, здесь нет категоричных рецептов. Варианты достижения гармонии и неповторимости образа могут быть самыми разными. Существующие технологии позволяют воспроизвести на плитке даже очень сложный рисунок или сымитировать фактуру самых  разных материалов -  от ракушечника до древесины или ткани. Любая из разновидностей керамической плитки может послужить основой дизайнерского проекта.

            В качестве «действующего лица» дизайнеры нередко использую изразец (кафель). Обычно он представляет собой прямоугольную плитку. С лицевой стороны изразцы могут быть гладкими, рельефными, покрытыми белой или цветной глазурью, а также – неглазурованными (терракотовые изразцы). С обратной стороны изразцы имеют углубления в виде коробки (румпы) или геометрические выступы для крепления с помощью штырей и проволоки и кирпичной кладке отделываемой печи. В наше время изразцы подчинены модульным размерам и унифицированы по видам (угловые, карнизные, прямые), что позволяет облицевать поверхность любой печи, обогревательного щитка или стены.

            Традиционный изразец несет в себе некоторую наивность и грубоватость лубочной эстетики. И если в сюжетном и эстетическом отношении он может повторять средневековый прототип, то новейшие достижения в технологии изготовления керамики позволяют вывести современный процесс производства изразцов на новый уровень и не довольствоваться кустарным качеством старых образцов.

            Не менее распространен и облицовочный керамический материал под названием «майолика» — керамические обожженные плитки, покрытие глухой оловянной, стронциевой или прозрачной свинцовой глазурью. Если же покрытие из глазури или эмали (прозрачной глазури) отсутствует, то мы имеем дело с терракотой. Она отличается высокой пористостью, но не теряет качества, позволяющего «дружить» с горячей печной поверхностью,— жаростойкости. Строго говоря, обычный кирпич тоже можно отнести к данной разновидности керамики, но он традиционно выделяется в отдельный строительный материал.

            Еще одна разновидность керамики, больше ассоциируемая с облицовочным кирпичом,— клинкер, изготовляемый на базе композиции неоднородных глин с добавлением красителей и шамота. Высокая огнеупорность клинкера позволяет использовать его не только для выкладки наружных площадок и декорирования стен, но и в отделке печей и каминов. Клинкер обладает гораздо меньшей пористостью, чем терракота. Еще дальше в данном направлении продвинулся керамогранит. Он относится к непористым  материалам благодаря тому что составные его части спекаются в монолит при температурах до 1300 С – аналогично технологии производства фарфора. Огнестойкость керамогранита также помещает его в разряд отделочных материалов, пригодных для оформления печей и каминов. Обычные габаритные размеры керамогранитных плит – 20×20, 30×30 см, толщина от 7 до 12мм.

            Стильное оформление каминов может быть достигнуто не только за счет одной керамики в облицовке, но и ее сочетанием с другими материалами (например, мрамором).

            Некоторые производители керамических печей и каминов в дополнение к базовой комплектации предоставляют возможность приобретения декоративных сменных панелей, состоящих из керамических плит. Если надоест однотонный блеск эмали, то домовладелец может поменять «картинку» на другую, просто заменив панель.